Одними из самых старейших и повсеместно применяемых видов трубопроводной арматуры являются задвижки. Можно предположить, что, как только наши предки научились изготавливать трубы, сразу после этого они начали придумывать изделия, которые соединяют трубы между собой и позволяют надежно перекрывать поток рабочей среды в них. В наших статьях мы уже рассказывали о возникновении труб и том, что первой рабочей средой трубопроводных систем была вода. Текла она по древнеримским виадукам без перерыва и внешнего управления самоходом с ближайших гор. Но как только стал вопрос о ее обработке и очистке, перераспределении и экономии, человечество сразу начало задумываться о том, что без надлежащего контроля такой ситуации ничего не получится. А уж когда трубопроводы стали применяться для транспортировки не только обычной воды, но и нефте- и газопродуктов, в системах канализации населенных пунктов, тогда и начали появляться конструкции различных видов задвижек, придуманных и произведенных для конкретных транспортируемых сред и конкретных трубопроводов.
Это нужно знать. Под термином задвижка договоримся понимать такой вариант трубопроводной арматуры, где регулирующая или запирающая деталь движется под наклоном 90 градусов к направлению движения массы несущего потока. Практически нет таких рабочих трубопроводов, где бы мы не могли встретить задвижки. Их номенклатура – от малых диаметров труб (10-15 мм), до более чем двухметровых! Задвижки выдерживают давление в трубопроводе до 30 МПа при внутренних температурах до 1500 градусов Цельсия!
Стоит пояснить еще раз, почему мы акцентировали ваше внимание на этом определении. Часто, особенно неспециалисты в данном вопросе на первых порах путают задвижки и затворы.
Да, эти два устройства являются «близкими родственниками» и часто выполняют сходные функции, но это разные устройства, и различие скрывается именно в их конструкциях, а значит в функциях и возможностях, сферах большего или меньшего применения. Даже выполняя сходные функции, они выполняют их по-разному. В задвижках блокирующий клапан, как мы уже говорили, поступательно движется вверх-вниз либо вправо-влево, а в затворах такой клапан представляет собой диск, расположенный внутри устройства и практически равный диаметру трубы, поворачиваясь вокруг своей оси, он тем самым регулирует (открывая или закрывая) прохождение рабочего потока.
Каковы же перспективы этих изделий? Послушаем профессионалов.
Еще рано отказываться от задвижек. Просто больше усилий в нашей компании будет вложено в разработку уплотнительных материалов между клином и корпусом задвижки. Специфика задвижек — это работа, как в полностью открытом, так и в полностью закрытом состоянии. Большинство задвижек, когда они полностью открыты, не имеют препятствий на пути потока среды (вода, газ и т. д.). И это преимущество. Поскольку такие задвижки имеют один из самых низких перепадов давления между запорными клапанами, они также делают возможным доступную прочистку труб. И они успешно функционируют двунаправленном режиме. Поэтому всякий раз, когда требуется минимальные потери давления и требуется полный проход потока, эксплуатирующие компании часто используют задвижки.
Ivana Vasilic Kovacic, представитель хорватского завода MIV
Таким образом, исходя из различий конструкции этих двух популярных трубопроводных изделий, а также мнения специалистов, можно сделать вывод, что для перекрытия потока все же удобнее и практичнее применять задвижки, которые не вызывают крутящих моментов при больших давлениях в трубопроводных системах, не создают гидравлического сопротивления и позволяют плавно открывать проток.
Однако жизнь и предыдущие статьи-обзоры приучили нас к тому, что не бывает одних только преимуществ! Все верно, и поэтому к недостаткам задвижек, по сравнению с затворами, можно отнести их меньшую оперативность при перекрытии потоков (а иногда это довольно критичный временной параметр), а также, из-за конструктивной специфики, необходимость учитывать их габариты, особенно высоту: задвижка выше за счет выдвижной конструкции шпинделя. Собственная конструкция предполагает более сложный ремонт задвижек и эксплуатационное обслуживание. В силу данных обстоятельств затворы получили большее распространение в вентиляционных, тепловых системах и газопроводах, а задвижки – в нефтепроводах и водомагистралях.
Задвижка задвижке рознь!
Несмотря на общий принцип конструкции, можно насчитать более десятка видов разных задвижек, отличающихся не только физическими параметрами, что логично, а внутренним устройством и деталями при воздействии. Да, общий принцип конструкции остается неизменным, а вот исполнение запорных механизмов может разниться довольно принципиально. Но, начнем с общего.
Любая задвижка состоит из стандартных деталей: корпуса, крышки и затвора, находящегося в транспортируемом веществе. Корпус изделия с двух сторон крепится к трубопроводу соединительными концами, которые могут быть приварными, муфтовыми и фланцевыми. В середине корпуса, как правило, располагаются пара седел, к уплотнителям которых и прижимаются плоскости затвора. Перпендикулярное перемещение затвору, относительно проходящего сквозь задвижку потока, обеспечивает шток или шпиндель. Именно он совместно с ходовой гайкой представляют собой пару, вращая которую мы и перемещаем затвор в ту сторону, куда нам необходимо. А перемещать его можно, как вручную (штурвалом), так и автоматически (с помощью электро-, гидро- или пневмоприводов), предварительно соединив их со шпинделем.
Рассмотрим конструкции запорных механизмов.
Если седла располагаются в корпусе под небольшим наклоном относительно друг друга, и затвор имеет форму клина, который тесно заходит в межседельную плоскость, надежно перекрывая движение любой субстанции, – это клиновые задвижки.
Клин может быть жестким, требующим особой точности обработки поверхности и сильно зависящим от перепадов температур и коррозии, и двухдисковым – с самоустановками, снижающими возможность заклинивания, а так же с упругим клином, обеспечивающим лучший контакт при прилегании к седлам.
Клиновые виды задвижек наиболее популярны в использовании и очень востребованы рынком. Можно достаточно долго перечислять всех достойных и опытных производителей этого вида сантехнической арматуры, но вы точно не ошибетесь, если выберете изделия фирмы «Domex», а конкретно, их задвижки с обрезиненным клином. Действительно, современные чугунные задвижки в исполнении данной фирмы очень популярны при проектировании и реконструкции различных трубопроводных систем. Задвижки «Domex» соответствуют всем экологическим стандартам, герметичны, просты в ремонте, работают до 50 лет, а широкий ассортимент сечений таких изделий дает возможность применять их в системах водоснабжения, орошения и пожаротушения. Запомним их основные преимущества:
Не отстают от продукции этой фирмы и клиновые задвижки хорватского бренда «MIV» с обрезиненным клином и металл по металлу, которые всегда находятся в лидерах продаж. И это вполне обоснованный спрос, так как у продукции этой европейской компании налажен уникальный технологический процесс порошкового покрытия своих изделий, успешно защищающий их даже от усиленных коррозий. Именно поэтому задвижки «МIV» можно встретить в системах для перерабатывающей промышленности, в нефте- и газопроводах, и даже в системах с морской водой! И, как утверждают опытные специалисты «Киевводоканала», для их (и для аналогичных) систем продукция «МIV» подходит как нельзя лучше. А таким специалистам можно верить!