Уже несколько недель большинство новостных сообщений посвящено коронавирусу и карантину. Но на его фоне еще более отчетливо проступает и еще одна глобальная проблема – экономический кризис. По всему миру фиксируется снижение темпов экономического роста. В Украине ввиду введения карантина, остановлены многие предприятия, а на большинстве рынков фиксируется снижение объемов продаж. День ото дня все перед большим количеством предпринимателей, топ-менеджеров и собственников бизнеса встает вопрос – как выжить в нынешних непростых условиях и какие меры необходимо для этого предпринять.
Предлагаем Вашему вниманию 10 шагов, которые могут быть полезны для Вас и Вашего бизнеса в условиях нарастающего кризиса:
Соберите команду единомышленников. В вашей компании должны быть только люди, которые разделяют ваши стремления и цели, эффективные сотрудники, траблшутеры (от английского troubleshooter — «отстреливающий проблемы»), которые не будут тормозить работу компании, а будут стремиться решать проблемы и сложности, которые стоят перед Вами.
Коммуницируйте со своими сотрудниками – будьте прозрачны и откровенны. В сложное время, как сейчас, необходимо общаться со своими сотрудниками, сообщать им о ситуации в компании, о том, что происходит в сфере Вашей бизнес-деятельности и какие перемены ожидают Вашу организацию. Это поможет сотрудникам лучше понимать в какой ситуации находится компания и рынок. Коллектив будет готов к сложным временам, которые будут ожидаемы, а не упадут как снег на голову.
Оптимизируйте расходы. Сокращайте Ваши затраты, но подходите к этому процессу взвешено — важно понимать, что можно сокращать, а что нет.
Проведите переговоры с поставщиками, партнерами, арендодателями, банками с целью получения новых условий: отсрочки платежа, реструктуризацию долга, увеличение кредитных каникул и так далее. Терять клиента не выгодно никому, Вам будут идти на встречу.
Будьте оперативны и эффективны. Отвечайте на звонки, заявки, письма, заказы максимально оперативно. Перезванивайте клиентам. Даже если у Вас просто просят акт сверки, отвечайте – клиент должен знать, что Вы работаете, что он всегда может обратиться именно к Вашей компании и получит обратную связь.
Оптимизируйте ассортимент и направления деятельности, оставьте только те, что имеют постоянный спрос. Откажитесь на некоторое время от неактуальны на сегодня товаров или от проседающих сейчас направлений деятельности. Не распыляйтесь. Поставьте на паузу другие виды бизнеса, которые Вы дотировали за счет основного вида деятельности.
Сейчас не время агрессивных продаж. Это будет вызывать у клиента раздражение и негативные эмоции. Предложите клиенту тот товар или услугу, которая для него актуальна в текущей ситуации. В кризис клиент с родни маленькому ребенку – ему страшно, он растерян и подавлен. Порадуйте клиента каким-то небольшим презентом, приятным бонусом, чем-то, что вызовет у него положительную эмоцию.
Оптимизируйте внутренние бизнес-процессы. Воспользуйтесь появившимся временем для анализа бизнес-процессов. Определите, в чем Ваша компания неэффективна, где необходима доработка и исправьте эти недостатки.
В условиях карантина максимально используйте он-лайн ресурс. Наладьте работу удаленно. Обеспечьте диджитализацию бизнес-процессов.
Кризис – это не время расслабляться. Помните о самоорганизации. Сохраняйте спокойствие, трезвость ума и критическое мышление.
Всегда помните, что любой кризис дает неоценимый опыт и Ваша задача извлечь из него максимум. Кризис — это не только упадок и потери, кризис – это время больших возможностей, не упустите их!