Канализационные люки – защитный элемент безопасности подземных коммуникационных систем

«Осторожно, не становись на крышку люка! Можешь провалиться» – эти слова знакомы нам с самого детства. Бабушки и дедушки, папы и мамы, соседские и даже совсем незнакомые нам тети и дяди предупреждали, что опасное это дело – наступать на уличный люк. Тогда мы впервые и обратили внимание на эти большие и чуть выпуклые «монеты», лежащие на тротуарах, парковых тропинках и лужайках, и очень часто посреди проезжей части дорог. И еще их выдавали кошки, которые в холода грелись, сидя на этих больших металлических шайбах. Когда идут сильные ливни, и канализационные системы переполняются, мы видим, как из-под некоторых люков хлещут наружу мутные потоки воды, а то и жидкости похуже со специфическим запахом. Часто в кинофильмах режиссеры любили использовать ситуации, когда из люков прямо перед едущими автомобилями на проезжую часть вылезали совершившие побег заключенные, или спускались в колодец спасать от затопления мирный жилой квартал наши бравые советские сантехники, совершая трудовой подвиг.

Или в «бескрышные» люки проваливались вниз, но тут же вылезали наверх молодые влюбленные с испуганным, но счастливым видом. А сколько американских «фильмов-ужастиков» должны быть благодарны создателям канализационных колодцев и их чуть приоткрытым люкам!  Какие чудные пассажи ненормативной лексики были высказаны отечественными автомобилистами, оставшимися на трех колесах, в адрес нерадивых коммунальных служб, следящих (а вернее, совсем неследящих) за дорожными люками!

Вспомнили – вот и хорошо. И, наверное, догадались, что сейчас мы расскажем о люках: зачем они нужны и из чего изготавливаются, почему они, в основном, круглые, где и какие лучше использовать.

Наша справка. Люк с крышкой – это часть смотрового колодца, который состоит из рабочего помещения и шахты. Виды колодцев зависят от типов подземных коммуникаций. Шахта, как правило, делается круглой из бетонной трубы или кирпича в диаметре 70 сантиметров со специальной лестницей из скоб для спуска и подъема.

Как вы уже поняли из вступления, смотровые колодцы и люки возникли не вчера и даже не в прошлом веке. В каждой стране процесс отказа от уличных канав и прокладки подземных коммуникационных и канализационных систем проходил по-своему, но временем массового зарождением колодцев и люков считаются пятидесятые годы 19-го столетия (хотя археологи находят каменные крышки люков, сделанные еще для канализации Древнего Рима!).

В старых городах Европы и сегодня можно увидеть еще те, первые чугунные люки, которые часто делались не только круглыми, а и квадратными, и шестиугольными, и какой угодно формы. На них наносили рисунки с гербом города или чем-то величественным и вычурным, или клеймо собственного завода-изготовителя. Кстати, сейчас уже возвращаются к традиции установки разноцветных люков и с разными рисунками, а то и с рекламой – логотипами фирм или социальными сюжетами.

Наши люки не для скуки!

Итак, канализационные люки – это серьезный элемент защиты инженерных подземных коммуникационных систем. Системы эти бывают канализационные (ливневые, сточные), водопроводные, тепловые, газовые, электрические или телефонные (кабельные).

Люки различаются формой, конструкцией, предназначением и материалом, из которого изготовлены, силовыми характеристиками и прочими химико-физическими параметрами, надежно защищают колодцы от всевозможных повреждений, несанкционированных проникновений внутрь, к коммуникациям, посторонних людей и предметов. Снаружи люки обеспечивают безопасное и бесперебойное движение автомобилей и пешеходов.

Изготавливаются люки чаще всего из чугуна, хотя в последние годы ему на смену пришли новые материалы, такие как бетон, пластик и композит. Повсеместные и массовые случаи воровства металлических крышек и сдача их на металлолом в странах бывшего Советского Союза с 90-х годов прошлого века и до сих пор подтолкнули технологов и конструкторов к поиску новых материалов. Крышки стали изготавливаться со специальными замками, которые значительно затрудняют как хищение, так и проникновение в колодцы с кабельной или коммуникационной продукцией с целью ее порчи или воровства. А главное – закрытые люки безопасны для окружающих: трудно даже случайно нарушить плотное прилегание крышки к люку, что минимизирует возможность несчастных случаев с пешеходами или ДТП. Для кабельной канализации вообще предусмотрена пара крышек люка: защитная и запорная, уже снабженная замком и расположенная под первой.

По конструкции запорные устройства для люков бывают крабовые, надежно блокирующие корпус и люк, резьбовые и флажковые с разными секретными соединениями. Существуют различные варианты распорных блокирующих замков и конструкции с шарнирными и прочими способами крепления крышек с корпусами.

Наша справка. Один самых распространенных вопросов о люках – это вопрос о форме крышки. Почему она чаще всего не гладкая и почему круглая? Отчего не гладкая – вроде бы понятно, и мы уже говорили, что выполняет она эстетические (информационные) функции. Но главное – выступающий рисунок или ребристость дают лучшую прочность и более надежное сцепление поверхности крышки с автомобильными шинами и обувью пешеходов, а небольшая ее выпуклость не позволяет собираться воде и замерзать при минусовой температуре.

Массовая круглая форма обусловлена в первую очередь тем, что такой люк ни при каких разворотах не может провалиться в канализационный колодец! И уже во вторую и последующие очереди играют роль факторы более низкой цены изготовления, равномерной концентрации напряжения по всей площади крышки, удобной транспортировки в прежние времена (круглую можно катить), соответствия ее формы форме колодца, которая тоже преимущественно круглая.

Из чего сегодня делают люки

Если посмотреть прайс-лист каталога продукции компании «Сантехкомплект» в разделе «Канализационные люки», то там можно увидеть почти все виды современных люков: произведенных из разных материалов, разных форм, ценовых параметров и цветов, с различными запорными устройствами и с разнообразными силовыми характеристиками.

Начнем с материала традиционного – высокопрочного чугуна, и из которого люки изготавливались с давних времен. Такие люки прочны и надежны, не подвержены коррозии, долговечны. Да, тяжелы, что тоже неплохо, потому что собственный вес обеспечивает более плотное прилегание к колодцу. Кроме того, такие люки выдерживают огромные нагрузки (почти 100 тонн) и нечувствительны к перепадам температур. Дороги государственного значения с интенсивным движением даже грузового транспорта, городские дороги – вот основные сферы применения таких сверхпрочных люков. Их недостатки, кроме возможности искрения, – высокая стоимость изготовления и большой риск хищений.

Люки из пластика имеют более узкую область применения и предназначены для «легких» и проходных мест городов – газонов, тротуаров, т.е. там, где нет движения транспорта. Часто это люки для водопроводных или газовых систем коммуникации. Учитывая материал, они имеют небольшой вес и цену, искробезопасны, независимы от температур, у них хороший срок эксплуатации, есть возможность исполнения в разных цветовых вариантах. Но главное – они не подвержены хищениям, так как не представляют интереса для сборщиков металлолома.

Довольно современный материал для производства люков – это композит. В его составе есть стекловолокно, полиэфирные смолы, кальцит и другие специальные добавки. Кстати, изделия из композита выдерживают приличные нагрузки (до 45 тонн) при небольшом собственном весе, а значит, их можно устанавливать на автомобильных трассах! Они устойчивы к агрессивным средам, ультрафиолету и температурам. Большой срок эксплуатации и разные замковые конструкции делают такие люки довольно популярными, несмотря на более высокую стоимость, чем у их пластиковых или полимерно-композитных соседей.

Для установки в парках и зонах отдыха предназначены люки из полимерно-композитной смеси. Технологически – это песок, смешанный с пластиком в соотношении 3 : 1, и различные цветовые пигменты для красочности. Люки эти легки, долговечны и очень недороги. Они не ржавеют и химически стойки, хотя и не очень прочны. Да, они тоже не представляют интереса для похитителей, но, что плохо, в очень жаркую погоду «плывут» и становятся вязкими.

Наша справка. По маркировке на крышке можно узнать, для чего предназначен люк. Электротехнический люк «выдаст» схематическая молния, а люк телефонного колодца – условный телефон. Кроме того, люки принято обозначать буквами, например, ТС – теплопровод, МГ – магистральный газопровод, К – бытовая, а Д –дождевая канализация. Подземный пожарный кран будет обозначен буквами ПГ или Г, а водопровод – В.

Не лишне добавить, что еще люки подразделяются по классам нагрузок – от легких до сверхтяжелых, они обязательно должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и действующей нормативной документации.

Выбрать тот или иной люк самостоятельно можно, но будет правильнее, если вы перед этим посоветуетесь с нашими специалистами, ведь люк – это защитный элемент, от которого может зависеть не только сохранность коммунального имущества, но и человеческая жизнь.