Сегодня в мире редко встретишь человека, который бы никогда не посещал туалетных комнат с сантехническим оборудованием или не пользовался керамической посудой. И расскажем мы сейчас о том, из чего сделаны наши унитазы, раковины, мойки, посуда, из которой мы едим, пьем, и которую бьем на счастье или со зла в приватных семейных скандалах.
Нас будут интересовать не столько тонкости технологии, а фарфор или фаянс – это керамические изделия, конкретнее, смесь глины и минеральных соединений, запеченная в одной массе по специальному технологическому рецепту, сколько ответы на два основных вопроса: В чем отличия фарфора и фаянса? Как самостоятельно различить, что перед нами – фарфор или фаянс?
Ответы на эти вопросы кроются в технологии, об этом и расскажем. Но вначале об истоках.
Итак, керамика. Ее история исчисляется тысячелетиями, а некоторые ученые считают, что именно керамику одной из первых создал Homo sapiens собственными руками и собственным умом. Для чего – тоже понятно. Пить и есть из посуды намного удобнее, чем из рук, больших листьев и даже выдолбленных тыкв или кокосовых орехов. Придуманная пытливым умом людей керамическая посуда на основе глины пришлась очень кстати. Как заметил в своей песне Владимир Высоцкий: «А до нашей эры – им было видней». Сегодня керамические материалы применяют в строительстве, медицине, научных разработках, бытовых приборах. Даже новый материал для специальных суперсложных механизмов появился – нанокерамика! А благодарить нужно предков.
Керамика – это изделия, которые получаются в процессе спекания различных видов глины с неорганическими соединениями и минеральными наполнителями. Фарфор и фаянс, как продукты обжига, относятся к керамическим материалам, но отличаются друг от друга и по физическим свойствам и ценовым параметрам.
И вот теперь, когда мы знаем, что такое керамика, и за что надо благодарить наших прародителей, перейдем к основным вопросам.
На первый взгляд фарфор и фаянс различить сложно. Но только на первый взгляд. Начнем с содержания. Если спекалась смесь из белой глины(каолина), пластичной глины, полевого шпата при температурах выше 1300°С с достаточным процентом содержания минеральных соединений, то результатом этого процесса будет фарфор: очень прочный, тонкий и термостойкий материал с небольшим удельным весом.
Существует твердый и мягкий фарфор.
Твердый – содержит больше каолина и меньше полевого шпата. Эта звенящая однородная субстанция подвергается обжигу при температурах 1300 — 1450°С, считается керамикой плотной и больше используется для производства посуды. Обжиг такого фарфора делают два раза: первый раз при низких температурах, а второй – при более высоких после покрытия глазурью, которую часто наносят на фарфор. Хотя существует фарфор неглазурованный, так называемый «бисквит».
К твердым фарфорам относят костяной фарфор. В его состав включен фосфат кальция – зола, которая получается после сжигания костной массы крупного рогатого скота. Именно зола придает изделиям хрупкость, ярко-белый цвет и прозрачность. Отличительной особенностью фарфора есть то, что он просвечивается на свету, и это делает его особенно популярным у покупателей.
По своему дальнейшему использованию твердый фарфор можно условно поделить на пять подвидов:
К мягким фарфорам, или, как их еще называют, полуфарфорам, относятся материалы, температурные режимы обжига которых меньше, чем 1350°С. Это более чувствительные к изменениям температур изделия, но по внешнему виду напоминающие твердый фарфор. Из них, в основном, изготавливают художественную продукцию, т.к. они более хрупкие, пористые и более подвержены механическим воздействиям.
В зависимости от содержания каолина твердый фарфор разделяют на европейскую и восточную группы. В зависимости от состава и температур обжига мягкий фарфор подразделяют на английский, французский и европейский.
Фаянс – материал, который получается при спекании глины (от 80 до 86% состава всей массы), полевого шпата, кварца и белой глины(каолина) при температуре обжига до 1280°С. Конечный материал получается мелкопористым и более хрупким, чем фарфор. Мелкие поры делают фаянс шершавым на ощупь и влагопоглощающим ( до 12%). Чтобы нивелировать эти недостатки, фаянс обильно покрывают слоем глазури, что придает ему матовый оттенок, но лишает прозрачности, так характерной для фарфора, и делает тяжелее.
По составу и свойствам специалисты различают фаянсы известковые, шамотные, глиноземные и полевошпатовые. Так они названы по основным компонентам, которые в первую очередь влияют на качество фаянса, его влагопоглощение, пористость, хрупкость и, как следствие, на последующую сферу его применения.
Полевошпатовый фаянс, например, однородный, с достаточным количеством глины и каолина, широко представлен на наших кухнях и рабочих столах в виде разноцветных, различных по размерам и конфигурации кружек и блюдец! Из фаянса сегодня производится черепица, плитка, большинство различных изделий сантехники, т.к. он дешевле и менее хрупок, по сравнению с фарфором.
Фарфор и фаянс похожи, как родные братья, но и так же, как братья, различаются при внимательном рассмотрении. Сходство у них, в основном, внешнее, а разница обусловлена технологическими, ценовыми и эксплуатационными характеристиками. Для любителей краткости скажем, что фарфор – это более качественный материал, чем фаянс. Если же рассуждать чуть более пространно, то можно выделить ряд основных факторов или признаков различия:
Теперь, когда мы знаем, чем отличается фарфора от фаянса, сможем ли быстро, «на глаз», визуально отличить один от другого? Если вы готовы безапелляционно сказать «да», то мы бы засомневались, не были бы так однозначны. Для этого нужен определенный практический опыт. Основные визуальные и даже слуховые отличия сейчас здесь приведем.
Надеемся, что эти советы помогут вам сделать правильный выбор и выводы при выборе керамической продукции. Но внимательное ознакомление с документацией на приобретаемое изделие и предварительные консультации со специалистами «Сантехкомплекта» еще никто не отменял. В нашем прайс-листе вы найдете фарфоровые и фаянсовые сантехнические изделия известных европейских брендов, которые устроят самых взыскательных покупателей.